В ДОБРОВОЛЬНОМ ИЗГНАНИИ


«Да, ежели выбор решить я должна
Меж мужем и сыном – не боле,
Иду я туда, где я больше нужна,
Иду я к тому, кто в неволе!»
Н.А.Некрасов «Русские женщины»

      Сегодня слово «подвиг» в применении к поступку жен декабристов может показаться преувеличением, рожденным возвышенным поэтическим воображением. «На диво слаженный возок», а в нем княгиня в сопровождении слуг – крепостных.
      В суровой дикой Сибири все женщины, даже наименее состоятельные, через год-другой устроились относительно неплохо, обзавелись собственными домами со штатом прислуги. Такие вещи никак не вяжутся с современными представлениями о каторжной жизни… Александра Ивановна Давыдова, вернувшись из ссылки, говаривала: «Какие героини? Это поэты из нас героинь сделали, а мы просто поехали за нашими мужьями…»
      Но почему же с таким волнением пишут о декабристках Пушкин, Вяземский, Одоевский, Веневитинов? Почему через полвека после восстания декабристов с таким восторгом обществом была принята поэма Некрасова, посвященная Трубецкой и Волконской? Может быть потому, что, переходя на положение «жен ссыльнокаторжных», женщины сознательно и бесповоротно порывали с прошлым, отказывались от привилегий, от прежних представлений о жизни и от прежнего образа жизни. Более того, отправляясь за мужьями, жены добровольно отказывались от собственных детей и родителей.
      Одиннадцать самоотверженных женщин. Они были очень разными – по социальному положению, по материальной обеспеченности, по характеру и уровню культуры. Каждая из них шла в Сибирь своим путем.
      В Иркутск первой приехала Трубецкая. Увидев сквозь щель тюремного забора мужа, бывшего князя, в кандалах, в коротком оборванном тулупчике, подпоясанном веревкой, она упала в обморок.
      Мария Волконская приезжает второй. Сергей Волконский, гремя кандалами, бежит к жене. «Вид его кандалов, - вспоминала через много лет Мария Николаевна,- так взволновал и растрогал меня, что я бросилась перед ним на колени и поцеловала сначала его кандалы, а потом и его самого».

Ивашева Камилла Петровна. Акварель Н.А.Бестужева 1834 год. Волконская Мария Николаевна. Акварель Н.А.Бестужева Петровский завод 1837 год. Нарышкина Елизавета Петровна. 
Акварель Н.А.Бестужева.Петровский завод 1832 год.


      Жили две женщины на грани нищеты. Избалованная княгиня Трубецкая ходила в руднике в истрепанных башмаках и отморозила себе ноги, так как из теплых башмаков сшила шапочку товарищу мужа. В 1927 году декабристов из Иркутска отправляют в Читу, Волконская и Трубецкая следуют за ними и останавливаются в доме Александры Григорьевны Муравьевой уже обосновавшейся здесь. В Чите также проживали жены Нарышкина и Ентальцева, позже к ним присоединились Н.Д. Фонвизина, А.И.Давыдова и П.Е.Анненкова-Гебль.
      Елизавета Птровна Нарышкина, единственная дочь героя 1812 г. генерала Коновницина, держалась несколько высокомерно и надменно, но при более близком знакомстве раскрывалась как добрый и благородный человек, беспредельно преданный мужу и его товарищам.
      Женщины жили вблизи тюрьмы в простых деревенских избах, сами готовили еду, ходили за водой, рубили дрова, топили печь. Тут, правда, не всегда все проходило гладко. Полина Анненкова вспоминает: «…Дамы наши часто приходили посмотреть, как я приготовляю обед, и просили научить их то сварить суп, то состряпать пирог». Когда надо было чистить курицу, «со слезами сознавались, что завидуют моему умению все сделать и горько жаловались на самих себя за то, что не умели ни за что взяться, но в этом была не их вина, конечно. Воспитанием они не были приготовлены к такой жизни… а меня с ранних лет приучила ко всему нужда».
      Все женщины по прибытии в Сибирь давали подписку об отказе от семейной жизни. Свидания с мужьями разрешались по часу два раза в неделю в присутствии офицера. Поэтому женщины часами сидят на большом камне против тюрьмы, чтобы иногда перекинуться словом с узниками. Солдаты с ними грубы, а однажды ударяют Трубецкую. Но, не смотря ни на что, никто из приехавших жен не уезжает.
      Более того, в 1931 г. к Василию Ивашеву приехала невеста. Когда-то Камилла жила в доме родителей Ивашева вместе с матерью-гувернанткой, она его любила, безнадежно, т.к. велика была пропасть между ними. Он имел о ней смутные воспоминания. Но когда сын генерала, богатый помещик лишился всех своих прав, родители Ивашева дали благословление на брак, а его сестра сообщила брату о чувствах Камиллы. Известие о любви к нему молодой прелестной девушки застало Ивашева в самый критический момент его жизни. Этот брак, при всей случайности оказался на редкость удачным но недолговечным. Камилла Петровна умерла через восемь лет, а еще через год, в день ее смерти, скоропостижно скончался отчаявшийся, лишенный душевного покоя Ивашев.
      Таким образом, можно сказать, что жены декабристов в далекой Сибири не только сами стойко выдерживали все трудности, но и поддерживали павших духом каторжан, успокаивали возбужденных и расстроенных. Женщины как бы цементировали, сплачивали узников. А.Е.Розен говорил о них: «Они были нашими ангелами-хранителями».
      Декабристки олицетворяли собой новую женскую личность, формирование которой началось в России именно после декабрьского восстания. Личность сильную, способную отстаивать свои понятия о чести, справедливости, доброте.

НАЗАД

Используются технологии uCoz