Образы женщин в портретах 40-50-х годов лишены возвышенности предыдущей эпохи. В портретах Брюллова, Гау и других художников прежних мечтательниц сменили беспечные кокетки. Внутренний мир как особая тема в женском портрете сходит на нет. По портретам этого времени мы можем изучать модные платья и шляпки, подробно выписываются бархат и кружева, драгоценности и перья.      
Вот "Всадница" Брюллова К.П.- это портрет Джованины Пачини, воспитанница графини Самойловой. Обращает внимание роскошное окружение, но в бледном аристократическом лице нет и тени простоты и сердечной отзывчивости. Сравним этот образ с портретами Лопухиной, Волконской. Однако мы ни в коем случае не умаляем достоинств этих двух живописцев, особенно Брюллова - гения колорита, его произведения прекрасны.      
Во второй половине 19-го века в противовес салонным портретам появляются и утверждают себя реалистические портреты художников - передвижников. В них подчеркивается не только характер, психология, но и социальная значимость персонажа. Женщины самых разных сословий появляются на этих портретах - прачки и крестьянки, ткачихи и актрисы, но нет уже и тени идеализации свойственной, например Тропинину.      
Образов так много, что нет возможности их даже перечислить, остановимся просто на нескольких полотнах демократических художников того времени.      
А начнем с любимой моей картины Крамского И.Н. "Неизвестная". Полотно это нехарактерно для демократического художника Крамского И.Н., ведь изображена на нем светская дама, но есть в ней что-то, что выделило ее из своей среды и сделало интересным для художника. Не напрасно же картина Крамского И.Н. была подвергнута яростным нападкам, общество не хотело признать "Неизвестную" своей.
     Итак, Невский проспект. Мороз. Солнцу не удается пробить петербургскую дымку. И на фоне этого мерцающего тумана рельефно вырисовывается силуэт обаятельной дамы. Лицо женщины настолько приближенно к зрителю, что можно разглядеть и матовость смуглой кожи и бархатистые тени от длинных ресниц и невольную слезу, которая маскируется, намеренно холодным, надменным выражением лица.
Кто же она эта незнакомка?      
Существует предположение, что портрет создан под впечатлением образа Анны Карениной. Надо сказать, что к роману Крамской имеет отношение непосредственное. В 1873 году, когда Толстой начал работу над романом, Крамской писал его портрет, они много говорили во время сеансов, и Толстой списал с Крамского художника Михайлова, который пишет в его романе портрет Анны.       Через несколько лет был написан роман, а еще через несколько, портрет.
Неудивительно, что современники связали два этих события. Возможно, толстовская героиня и повлияла на рождение замысла Крамского. Особенно сцена появления Анны в театре, когда посторонние могли любоваться спокойствием и красотой этой женщины, не подозревая о том, что она чувствовала себя как человек, выставленный у позорного столба. Этот контраст внешний и внутренний мог поразить Крамского глубиной психологического конфликта. Вспоминается и героиня тютчевской лирики, борющаяся за право любить, не считаясь с мнением света, любить наперекор и людям и судьбе:
И горе ей - увы, двойное горе,
Той гордой силе, гордо - молодой,
Вступающей с решимостью во взоре
С улыбкой на устах - в неравный бой.
Когда она при роковом сознанье
Всех прав своих, с отвагой красоты,
Бестрепетно, в каком - то обаянье
Идет сама на встречу клеветы…
|
|
     Что касается внешнего облика, тут единого мнения тоже нет. Один из учеников художника настаивает, что неизвестная написана с натурщицы, дочь же Крамского утверждает, что позировала отцу для картины в каретном сарае
Искусствоведы же считают, что образ собран по черточкам, в том числе что - то взято и от дочери.      
А теперь рассмотрим другой образ, созданный Ярошенко Н.А., новая наша героиня борется не за любовь, а за свое право участия в общественной жизни. Моделью для "Курсистки" послужила молодая жена Черткова, друга Л.Н.Толстого.      
Итак, молодая женщина, курсистка, идет по улице большого города. В ее руке связка книг, которую она укрывает от дождя. Мастерски изображен влажный блеск тротуара. Образ девушки очень привлекателен. Юное энергичное лицо, по-молодому легкая, стремительная походка. Складки откинутого с руки пледа, колебание ткани юбки подчеркивают стремительность шага девушки. Очень выразительно положение кистей рук - оно сообщает движению одновременно и энергию и женственную мягкость. Образ девушки проникнут ощущением полноты жизни, оптимизма и веры в будущее.      
Художника Касаткина Н.А., привлекали лица простых деревенских женщин."Девушка у изгороди".Ее можно было бы назвать "Напрасное ожидание". Девушка одета бедно, стоптаны ее ботинки, успела вылинять ситцевая юбка, но вся тонкая девичья фигурка так и светится на фоне весенней зелени. В правильных чертах ее лица, в мягких, по-детски припухших губах столько чистоты, что становится страшно за ее судьбу, жизнь среди грубых и безжалостных людей, которых коверкают невежество и тяжелый труд.
     Или вот, "Соперницы": две молодые женщины с ведрами идут к колодцу по заснеженной деревенской улице.
Одна, разгоревшись от обиды и гневна, обращается с попреками к другой, опустившей глаза. Сценка эта заставляет зрителей улыбаться - так тут все жизненно, совсем, как в действительности. И лица у женщин очень хороши: одна тихая да привлекательная, а другая - сразу видно, спуску не даст. И веришь, что художник не выдумывал своих героинь, а писал их с живых деревенских женщин.
     Но вот "Шахтерка". На пустом дворе шахты, на фоне унылых казарм стоит подбоченившись, женщина. Молодое, насмешливое, улыбающееся лицо не кажется изможденным. Касаткин Н.А. и не хотел вызвать сострадание у зрителя.
Пожалуй, не было до этого в галерее портретов русских женщин - тружениц, другой такой же: с выражением независимого достоинства и отсутствия всякой робости. Касаткин первым понял, что в России появился новый тип женщины, - женщина, обязанная всем только себе самой, своей нравственной стойкостью, своему труду.
|
|
Используются технологии uCoz
|