назад вперед

К. П. Брюллов. «Всадница». Портрет Джованины и Амацилии Паччини.       Образы женщин в портретах 40-50-х годов лишены возвышенности предыдущей эпохи. В портретах Брюллова, Гау и других художников прежних мечтательниц сменили беспечные кокетки. Внутренний мир как особая тема в женском портрете сходит на нет. По портретам этого времени мы можем изучать модные платья и шляпки, подробно выписываются бархат и кружева, драгоценности и перья.
      Вот "Всадница" Брюллова К.П.- это портрет Джованины Пачини, воспитанница графини Самойловой. Обращает внимание роскошное окружение, но в бледном аристократическом лице нет и тени простоты и сердечной отзывчивости. Сравним этот образ с портретами Лопухиной, Волконской. Однако мы ни в коем случае не умаляем достоинств этих двух живописцев, особенно Брюллова - гения колорита, его произведения прекрасны.
      Во второй половине 19-го века в противовес салонным портретам появляются и утверждают себя реалистические портреты художников - передвижников. В них подчеркивается не только характер, психология, но и социальная значимость персонажа. Женщины самых разных сословий появляются на этих портретах - прачки и крестьянки, ткачихи и актрисы, но нет уже и тени идеализации свойственной, например Тропинину.
      Образов так много, что нет возможности их даже перечислить, остановимся просто на нескольких полотнах демократических художников того времени.
      А начнем с любимой моей картины Крамского И.Н. "Неизвестная". Полотно это нехарактерно для демократического художника Крамского И.Н., ведь изображена на нем светская дама, но есть в ней что-то, что выделило ее из своей среды и сделало интересным для художника. Не напрасно же картина Крамского И.Н. была подвергнута яростным нападкам, общество не хотело признать "Неизвестную" своей.
     Итак, Невский проспект. Мороз. Солнцу не удается пробить петербургскую дымку. И на фоне этого мерцающего тумана рельефно вырисовывается силуэт обаятельной дамы. Лицо женщины настолько приближенно к зрителю, что можно разглядеть и матовость смуглой кожи и бархатистые тени от длинных ресниц и невольную слезу, которая маскируется, намеренно холодным, надменным выражением лица. Кто же она эта незнакомка?
      Существует предположение, что портрет создан под впечатлением образа Анны Карениной. Надо сказать, что к роману Крамской имеет отношение непосредственное. В 1873 году, когда Толстой начал работу над романом, Крамской писал его портрет, они много говорили во время сеансов, и Толстой списал с Крамского художника Михайлова, который пишет в его романе портрет Анны.
      Через несколько лет был написан роман, а еще через несколько, портрет. Неудивительно, что современники связали два этих события. Возможно, толстовская героиня и повлияла на рождение замысла Крамского. Особенно сцена появления Анны в театре, когда посторонние могли любоваться спокойствием и красотой этой женщины, не подозревая о том, что она чувствовала себя как человек, выставленный у позорного столба. Этот контраст внешний и внутренний мог поразить Крамского глубиной психологического конфликта. Вспоминается и героиня тютчевской лирики, борющаяся за право любить, не считаясь с мнением света, любить наперекор и людям и судьбе:

И горе ей - увы, двойное горе,
Той гордой силе, гордо - молодой,
Вступающей с решимостью во взоре
С улыбкой на устах - в неравный бой.
Когда она при роковом сознанье
Всех прав своих, с отвагой красоты,
Бестрепетно, в каком - то обаянье
Идет сама на встречу клеветы…

 И. Н. Крамской. «Неизвестная». 1883год.

Н.А.Ярошенко. «Курсистка». 1883 г.      Что касается внешнего облика, тут единого мнения тоже нет. Один из учеников художника настаивает, что неизвестная написана с натурщицы, дочь же Крамского утверждает, что позировала отцу для картины в каретном сарае Искусствоведы же считают, что образ собран по черточкам, в том числе что - то взято и от дочери.
      А теперь рассмотрим другой образ, созданный Ярошенко Н.А., новая наша героиня борется не за любовь, а за свое право участия в общественной жизни. Моделью для "Курсистки" послужила молодая жена Черткова, друга Л.Н.Толстого.
      Итак, молодая женщина, курсистка, идет по улице большого города. В ее руке связка книг, которую она укрывает от дождя. Мастерски изображен влажный блеск тротуара. Образ девушки очень привлекателен. Н. А. Касаткин. «Девушка у изгороди» 1893год. Юное энергичное лицо, по-молодому легкая, стремительная походка. Складки откинутого с руки пледа, колебание ткани юбки подчеркивают стремительность шага девушки. Очень выразительно положение кистей рук - оно сообщает движению одновременно и энергию и женственную мягкость. Образ девушки проникнут ощущением полноты жизни, оптимизма и веры в будущее.
      Художника Касаткина Н.А., привлекали лица простых деревенских женщин."Девушка у изгороди".Ее можно было бы назвать "Напрасное ожидание". Девушка одета бедно, стоптаны ее ботинки, успела вылинять ситцевая юбка, но вся тонкая девичья фигурка так и светится на фоне весенней зелени. В правильных чертах ее лица, в мягких, по-детски припухших губах столько чистоты, что становится страшно за ее судьбу, жизнь среди грубых и безжалостных людей, которых коверкают невежество и тяжелый труд.
     Или вот, "Соперницы": две молодые женщины с ведрами идут к колодцу по заснеженной деревенской улице. Одна, разгоревшись от обиды и гневна, обращается с попреками к другой, опустившей глаза. Сценка эта заставляет зрителей улыбаться - так тут все жизненно, совсем, как в действительности. И лица у женщин очень хороши: одна тихая да привлекательная, а другая - сразу видно, спуску не даст. И веришь, что художник не выдумывал своих героинь, а писал их с живых деревенских женщин.
     Но вот "Шахтерка". На пустом дворе шахты, на фоне унылых казарм стоит подбоченившись, женщина. Молодое, насмешливое, улыбающееся лицо не кажется изможденным. Касаткин Н.А. и не хотел вызвать сострадание у зрителя. Пожалуй, не было до этого в галерее портретов русских женщин - тружениц, другой такой же: с выражением независимого достоинства и отсутствия всякой робости. Касаткин первым понял, что в России появился новый тип женщины, - женщина, обязанная всем только себе самой, своей нравственной стойкостью, своему труду.

Н. А. Касаткин. «Соперницы».1875 год Н. А. Касаткин. «Шахтерка». 1894 год.


Стрепетова А.П.
Мода второй половины 19-го века

назад вперед
Используются технологии uCoz