назад вперед

     И вот, наконец, мы подошли к расцвету русского портрета, - который связан с именами Левицкого Д.Г. и Рокотова Ф.С.. Эти художники работали во время правления Екатерины II И их талант запечатлел уже совсем другие образы.
      Женщины изменились, конечно, и при Елизавете, они уже не прятались по углам на многочисленных балах, но в основной своей массе были все также невежественны и необразованны.
     При Екатерине II обязательным становилось образование дворянок, которое дает им уверенность в себе, теперь женщина не только не испытывает страха перед "сильной половиной человечества", но и властвует над ней. Женщины кокетничают, обольщают, подавляют своим величием, из-за них мужчины совершают безумства.


      Екатерина сама составила программу воспитания "идеальной дворянки", цель ее педагогики - создать поколение новых людей, просвещенных и высоко интеллигентных.
     С этой целью открывается ряд новых учебных учреждений, среди них - Смольный - институт благородных девиц, который Екатерина лично опекала, а в 1773 году она поручила Левицкому написать портрет воспитанниц Смольного, к которым она более всего благоволила, этот цикл портретов известен как "Смольнянки" и является жемчужной русской портретной живописи.
      Вот некоторые из них:
      С большой симпатией написана Глафира Алымова, как привычно и непринужденно она царит в обществе, она уверенна, что как только умолкнет ее арфа, зал разразится аплодисментами восторга, потому и улыбка, обращенная к зрителю какая-то победно-снисходительная. Девушка была очень одарена, оставила мемуары, к которым до сих пор обращаются историки.
      Или вот -Ржевская и Давыдова Маленькая Давыдова написана не только с симпатией, но и с огромной нежностью. Стоит ребенок , стриженный, упитанный, с толстыми руками, немного неуклюжий в своем коричневом платье, ее старшая подруга уже стройная , уже нарядная, на что-то нам указывает, кокетничает со зрителем, маленькая же Давыдова сама в себе, непосредственна и совсем не обращает внимания на окружающих, смотрит на подругу, а что о ней там думают, ее не касается.
     Но признанный шедевр среди "Смольнянок" - это, конечно, портрет Нелидовой, изображенной играющей в театре хитрую служанку, ловко обманывающую своего господина. Многие современники описывают ум, веселье, обаяние, душевное изящество Нелидовой. Вот такой - живой, веселой, естественной и забавной - является нам Нелидова на полотне. Она выступает легкая и упругая, ломкий шуршащий шелк ее платья, руки, шея, напудренные волосы. Все словно осыпано пеплом, приглушено, на этом фоне как чистая заря - розовое лицо. Карие глаза ярче черной бархатной ленточки на шее, она вообще самое яркое, что есть в картине, она налита весельем и смехом.
     Удивительная судьба досталась этой женщине. Она была любовью великого князя Павла, занявшего престол после Екатерины. Любовью горячей, многолетней. В дни тяжелой болезни, убежденный, что умирает, Павел боится, что его отношения с Катей, могут повредить ей, и пишет матери письмо, где говорит, что их отношения с Нелидовой "это дружба священная и нежная, но невинная и чистая". А когда Павел вступает на престол, Нелидову, которая покинула двор, умоляет вернуться не только Павел, но и его жена Мария Федоровна, так как знает, что только она может смягчать гневные припадки императора, останавливать его дикие приказы.
Д.Г.Левицкий.Портрет Ф.С.Ржевской и Н.М.Давыдовой.1772 Д.Г.Левицкий. Портрет Глафиры Ивановны Алымовой. 1776 Д.Г.Левицкий. Портрет Нелидовой
     Другим гением екатерининского времени является Рокотов. Этому художнику довелось писать многих известных красавиц своего времени, как никто другой умел он передать мягкие переливы нежнейших тонов и оттенков платья, текучие плавные линии шеи, рук, прически.
     Но была в его искусстве и какая-то непостижимая тайна: "Рокотовские" глаза - эти глаза живут при знакомстве с его полотнами приходят на ум фантастические истории о портретах, которые оживают. Неслучайно лучшее его произведение (по моему мнению) портрет Струйской вдохновил Николая Заболоцкого на стихи:

 Ф. С. Рокотов. «Портрет А. П. Струйской». 1772 год. Лирическое и несказанно загадочное обаяние Александры Струйской, запечатленной мастером, отразилось в одном из лучших стихотворений Н. А. Заболоцкого

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Ты помнишь, как у тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

Художник писал портрет еще незамужней Струйской ( в девичестве Озеровой) по заказу жениха. Он увидел ее беззащитность перед жизнью, предвидел ее будущее рядом с диким сумасбродом. И конечно был, тронут ее юной, чистой, ничем не замутненной красотой.
     Так и возник этот чудесный портрет, этот образ, как будто бы тающий в нежных переливах цвета. С поразительным артистизмом Рокотов передает прозрачность кремовых кружев, он никогда не выписывал кружева тщательно, но прекрасно передавал душу кружева - легкую и капризную.


   Итак, мы прощаемся с эпохой Екатерины, и больше уже не будем вспоминать о коронованных особах, так как последующие императоры уже не оказывали влияние ни на историю русской живописи, как Петр I, ни на формирование женского образа, как Екатерина II.


Екатерина Романовна Дашкова
Прасковья Ковалева-Жемчугова.
Мода второй половины 18-го века

назад вперед
Используются технологии uCoz