Екатерина сама составила программу воспитания "идеальной дворянки", цель ее педагогики - создать поколение новых людей, просвещенных и высоко интеллигентных.      С этой целью открывается ряд новых учебных учреждений, среди них - Смольный - институт благородных девиц, который Екатерина лично опекала, а в 1773 году она поручила Левицкому написать портрет воспитанниц Смольного, к которым она более всего благоволила, этот цикл портретов известен как "Смольнянки" и является жемчужной русской портретной живописи.       Вот некоторые из них:      
С большой симпатией написана Глафира Алымова, как привычно и непринужденно она царит в обществе, она уверенна, что как только умолкнет ее арфа, зал разразится аплодисментами восторга, потому и улыбка, обращенная к зрителю какая-то победно-снисходительная. Девушка была очень одарена, оставила мемуары, к которым до сих пор обращаются историки.      
Или вот -Ржевская и Давыдова
Маленькая Давыдова написана не только с симпатией, но и с огромной нежностью. Стоит ребенок , стриженный, упитанный, с толстыми руками, немного неуклюжий в своем коричневом платье, ее старшая подруга уже стройная , уже нарядная, на что-то нам указывает, кокетничает со зрителем, маленькая же Давыдова сама в себе, непосредственна и совсем не обращает внимания на окружающих, смотрит на подругу, а что о ней там думают, ее не касается.
     Но признанный шедевр среди "Смольнянок" - это, конечно, портрет Нелидовой, изображенной играющей в театре хитрую служанку, ловко обманывающую своего господина.
Многие современники описывают ум, веселье, обаяние, душевное изящество Нелидовой. Вот такой - живой, веселой, естественной и забавной - является нам Нелидова на полотне.
Она выступает легкая и упругая, ломкий шуршащий шелк ее платья, руки, шея, напудренные волосы. Все словно осыпано пеплом, приглушено, на этом фоне как чистая заря - розовое лицо. Карие глаза ярче черной бархатной ленточки на шее, она вообще самое яркое, что есть в картине, она налита весельем и смехом.
     Удивительная судьба досталась этой женщине. Она была любовью великого князя Павла, занявшего престол после Екатерины. Любовью горячей, многолетней. В дни тяжелой болезни, убежденный, что умирает, Павел боится, что его отношения с Катей, могут повредить ей, и пишет матери письмо, где говорит, что их отношения с Нелидовой "это дружба священная и нежная, но невинная и чистая". А когда Павел вступает на престол, Нелидову, которая покинула двор, умоляет вернуться не только Павел, но и его жена Мария Федоровна, так как знает, что только она может смягчать гневные припадки императора, останавливать его дикие приказы.
     Другим гением екатерининского времени является Рокотов. Этому художнику довелось писать многих известных красавиц своего времени, как никто другой умел он передать мягкие переливы нежнейших тонов и оттенков платья, текучие плавные линии шеи, рук, прически.      Но была в его искусстве и какая-то непостижимая тайна: "Рокотовские" глаза - эти глаза живут при знакомстве с его полотнами приходят на ум фантастические истории о портретах, которые оживают. Неслучайно лучшее его произведение (по моему мнению) портрет Струйской вдохновил Николая Заболоцкого на стихи:
|
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как у тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
|
Художник писал портрет еще незамужней Струйской ( в девичестве Озеровой) по заказу жениха. Он увидел ее беззащитность перед жизнью, предвидел ее будущее рядом с диким сумасбродом. И конечно был, тронут ее юной, чистой, ничем не замутненной красотой.      Так и возник этот чудесный портрет, этот образ, как будто бы тающий в нежных переливах цвета. С поразительным артистизмом Рокотов передает прозрачность кремовых кружев, он никогда не выписывал кружева тщательно, но прекрасно передавал душу кружева - легкую и капризную. |
Используются технологии uCoz
|