назад вперед

      Итак, только воцарение Елизаветы вновь оживило надежды на возрождение искусства. В ее правление появляются новые имена художников, но уже прервана та цепочка, когда из поколения в поколение передаются секреты мастерства, несмотря на то, что уже были такие таланты как Никитин, новым живописцам приходится начинать как бы с нуля и идти своим путем.


А. П. Антропов. «Портрет статс-дамы А. М. Измайловой». 1759. Третьяковская галерея.
А. П. Антропов. «Портрет императрицы Елизаветы Петровны» А. П. Антропов. «Портрет статс-дамы А. Л. Апраксиной»
Где-то в конце 1750-х годов был написан этот портрет.

     Вот , пожалуй самый известный портретист Елизаветинской поры - Антропов - это шаг назад по сравнению с Никитиным. Антропов пытался подражать приезжим виртуозам, но талант его был честным, грубоватым, он не мог льстить портретируемым, не умел придать портретам нужную лощеность.
      Антропов хотел написать величественную и важную статс-даму, Измайлову, но не смог скрыть, что она дряхлеет, обрюзгла, смешно нарумянена, хотя и относится к модели с симпатией - подчеркивает ее проницательный взгляд, индивидуальность. И как бы извиняясь за свою неловкость, он выделяет алмазный медальон, увеличивает его, словно пытаясь отвлечь с его помощью излишнее внимание к модели. А ведь Никитин уже доказал, что немолодую даму, обладающую внутренними достоинствами можно изобразить в согласии с гармонией.
      Или другой его портрет -А.П.Апраксиной - мы видим располневшую, хитроватую и спесивую русскую барыню. Нельзя не заметить неудачного расположения изображения на холсте - голова почти упирается в край - плащ - накидка уходит за края картины - ее изображению как будто тесно на холсте и это подчеркивает чрезмерную полноту модели, на которую нельзя не обратить внимания.
     Еще раз посмотрим на эти два портрета - бросается в глаза внешняя похожесть портретируемых - набеленное лицо, густо нарумяненные щеки, соболиные брови, если поставить рядом другие портреты этого времени - увидим то же самое. Откуда это?
     Дело в том, что именно так выглядела императрица Елизавета А она во время своего правления считалась идеалом женской красоты, все женщины ей подражали. Хотя известно, что красавицей Елизавета не была, отзывы современников - не более чем лесть заинтересованных поданных. Елизавета единственная из российских правителей ввела цензуру на свои портреты, потому то на всех портретах она выглядит значительно красивее, чем была на самом деле.




Наталья Борисовна Шереметьева-Долгорукая.


назад вперед

Используются технологии uCoz