Вот , пожалуй самый известный портретист Елизаветинской поры - Антропов - это шаг назад по сравнению с Никитиным.
Антропов пытался подражать приезжим виртуозам, но талант его был честным, грубоватым, он не мог льстить портретируемым, не умел придать портретам нужную лощеность.      
Антропов хотел написать величественную и важную статс-даму, Измайлову, но не смог скрыть, что она дряхлеет, обрюзгла, смешно нарумянена, хотя и относится к модели с симпатией - подчеркивает ее проницательный взгляд, индивидуальность. И как бы извиняясь за свою неловкость, он выделяет алмазный медальон, увеличивает его, словно пытаясь отвлечь с его помощью излишнее внимание к модели.
А ведь Никитин уже доказал, что немолодую даму, обладающую внутренними достоинствами можно изобразить в согласии с гармонией.      
Или другой его портрет -А.П.Апраксиной - мы видим располневшую, хитроватую и спесивую русскую барыню. Нельзя не заметить неудачного расположения изображения на холсте - голова почти упирается в край - плащ - накидка уходит за края картины - ее изображению как будто тесно на холсте и это подчеркивает чрезмерную полноту модели, на которую нельзя не обратить внимания.
     Еще раз посмотрим на эти два портрета - бросается в глаза внешняя похожесть портретируемых - набеленное лицо, густо нарумяненные щеки, соболиные брови, если поставить рядом другие портреты этого времени - увидим то же самое. Откуда это?      Дело в том, что именно так выглядела императрица Елизавета
А она во время своего правления считалась идеалом женской красоты, все женщины ей подражали. Хотя известно, что красавицей Елизавета не была, отзывы современников - не более чем лесть заинтересованных поданных. Елизавета единственная из российских правителей ввела цензуру на свои портреты, потому то на всех портретах она выглядит значительно красивее, чем была на самом деле.
|