"БОГАТЫРЬ-ЦАРЕВНА"


«…имела много ума, сочиняла стихи,
писала и говорила хорошо, с
прекрасной наружностью соединяла
множество талантов, но все они были
омрачены громадным ее честолюбием
Вольтер

      Софья Алексеевна (1657-1704)
гравюра.
      Царевна Софья Алексеевна родилась 17 сентября 1657 в Москве. Получила хорошее домашнее образование, знала латынь, свободно говорила по-польски, писала стихи, много читала, обладала красивым почерком. Потеряв в 14 лет мать, она болезненно пережила скорую вторую женитьбу отца на Наталье Кирилловне Нарышкиной и рождение сводного брата Петра (будущего царя Петра I). После смерти отца начала интересоваться государственными делами: страной в 1676–1682 правил ее родной брат, царь Федор Алексеевич, на которого она имела сильное влияние. Скоропостижную смерть Федора Софья восприняла как знак и сигнал к активным действиям. Софья сумела добиться провозглашения наследниками престола сразу двоих братьев – Ивана V и Петра, при «первенстве» Ивана и, фактически узурпировала верховную власть.
      При поддержке Голицына она занялась внешнеполитическими вопросами. Связанное обязательством начать войну в 1687, правительство Софьи издало указ о начале Крымской кампании. В июне 1687 русские войска повернули назад.
      Неудачи военного похода компенсировались успехами культурно-идеологического плана: в сентябре 1687 в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение в России, что придало Софье статус образованной и просвещенной правительницы. Царский двор стал превращаться в средоточие научной и культурной жизни Москвы. Оживилось строительство, обновлялись кремлевские стены, началось возведение Большого каменного моста у Кремля через Москву-реку. В феврале 1689 Софья вновь отдала распоряжение начать поход против крымцев, который также оказался бесславным. Петр, которому 30 мая 1689 исполнилось 17 лет, обвинил Голицына «нерадении» во время Крымских походов и осудил за подачу докладов одной Софье, минуя царей-соправителей. Этот факт стал началом открытого противостояния Петра и Софьи.
      7 сентября 1689, правительство Софьи пало, ее имя исключили из царского титула, а сама она была направлена в Новодевичий монастырь в Москве – правда, без пострижения в монахини. Грозной в гневе и готовой к сопротивлению изобразил ее два века спустя И.Е.Репин (это картина историческая, она не является портретом, но создана в 1879 году, т.е. не противоречит заявленной теме). История трактуется художником как драма личности.
      Главная интересующая его задача - раскрыть трагические переживания свергнутой и заточенной царевны, ее страшный гнев и лютую, бессильную ненависть. В историческом образе Репин стремится передать общечеловеческие чувства в наиболее ярком и монументальном их выражении.И. Е. Репин. «Царевна Софья». 1879г. С большой силой выразительности изображает он гневное лицо царевны с нахмуренными бровями, широко раскрытыми глазами, раздувающимися ноздрями и плотно сжатыми губами. Судорожно скрещены на груди руки, и вся ее словно застывшая фигура выражает скованную силу и энергию. Облик Софьи внушает страх, что подчеркнуто художником в изображении забившейся в глубину испуганной девочки-послушницы.
      Образ царевны Софьи создан Репиным из сочетания нескольких моделей. Основной моделью для фигуры в целом была некая домашняя портниха. Кроме нее Репин использовал также лица Е.И.Бларамберг-Апрелевой и В.С.Серовой, жены композитора и матери художника. Сравнивая этюды голов этих моделей с окончательным образом, видим, что Репин сделал Софью старше, некрасивой и менее одухотворенной. За это главным образом и критиковали картину многие современники Стасов, Суриков, Третьяков, Мусоргский. Напротив, этот образ одобрял Крамской, считая его исторически и психологически верным.
      Композиция картины лаконична. В ней господствует одна фигура царевны, а все остальные - не только обстановка, но и голова повешенного стрельца в окне, и фигурка монашенки - все это лишь играющие подсобную роль, разъясняющие сюжет либо подчеркивающие переживания Софьи детали. Они нужны для того, чтобы сделать изображение сюжетной картиной, а не просто своего рода монументальным портретом-типом. Репин несколько сдвигает фигуру Софьи от центра и дает ее в небольшом повороте. Неглубокий интерьер палаты, изображенной с угла, выгодно выделяет фигуру, подчеркивает ее крупный масштаб.
      В январе 1698, воспользовавшись отсутствием в столице Петра, уехавшего в Европу в составе Великого посольства, Софья (которой на тот момент исполнился 41 год) вновь попыталась вернуться на трон. Петр получил известие о заговоре, находясь в Западной Европе. Срочно вернувшись в Москву, он расправился с заговорщиками. 21 октября 1698 Софья была насильно пострижена в монахини под именем Сусанны. Умерла в заточении 3 июля 1704.
      Никогда не бывшая замужем, не имевшая детей, она осталась в воспоминаниях современников личностью «великого ума и самых нежных проницательств, большего мужскаго ума исполненная дева».

НАЗАД

Используются технологии uCoz