РОКОВОЙ ТАЛАНТ


«Стрепетова, как будто лишняя, посторонняя…
Особенности ее таланта слишком исключительны в
артистическом мире, пьесы, в которых она может
показать лучшие стороны своего дарования, должны
быть очень сильны и правдивы…»
А.Н.Островский

      Полина (Пелагея) Антипьевна Стрепетова (1850- 1903) с детских лет стремилась на сцену, на которой дебютировала в 1865 в Рыбинске.
      Летом 1872-ого года она предстала перед московской публикой, сыграв в нескольких спектаклях Народного театра на Политехнической выставке. Выступления актрисы на сцене Общедоступного театра в 1873 потрясли Москву, сразу сделав ее известной.
      Мощный, природный талант Стрепетовой был явлением уникальным, ибо трагизм его вырастал из национального быта, из сферы стихийной народной жизни.И.Е.Репин. Портрет А.П.Стрепетовой. Это была ярко национальная, русская актриса. В ней чувствовалась густая палитра страстей, но палитра с темными красками. У Стрепетовой было лицо раскольницы. Недаром многие критики сравнивали ее с боярыней Морозовой Сурикова. И в той и другой таился бес неистового Аввакума.
      Но в этом была и сила актрисы, и ее ограниченность. С годами стало обнаруживаться, что область, в которой она не знала себе равных, узка, что она актриса одной темы, что ей все труднее находить новые роли. Репертуар актрисы всегда был невелик, и в центре его — две роли. Это Катерина в «Грозе» А. Н. Островкого и Лизавета в «Горькой судьбине» А. Ф. Писемского — в них с наибольшей силой обнаружилась ее тема, выявились особенности ее трагического таланта, ее стихийной творческой природы.
      Героини Стрепетовой — женщины самобытного характера, обездоленные, обиженные судьбой, обреченные на мучительные страдания, которые актриса явила во всей жестокой обнаженности и суровой правде. Они потрясали зрителей достоверностью характера, напряженностью глубокой внутренней жизни, силой и нетеатральностью проявления страстного чувства. Об образе Катерины, созданном актрисой, «Ежегодник театров» писал: «Гений страдания, доведенного до своих крайних пределов, за которыми уже смерть, безумие, хаос».
      Ее влияние на умы современников было огромно. Ее портреты создают Н. А. Ярошенко, И. Е. Репин. Ею восхищены Чайковский, Стасов, Тургенев.
      Репин впервые зарисовал актрису П.А.Стрепетову в 1878 году в различных ролях, сделав семь набросков на одном листе. Затем в 1881 году он изобразил ее в роли Лизаветы в пьесе Писемского «Горькая судьбина». Представленный на нашем сайте портрет создан в поисках художником образа для картины «В одиночном заключении». Репин подчеркнул в нем глубокий трагизм натуры Стрепетовой, ее скрытую душевную муку и высокое духовное благородство, мужество и силу воли, с которыми она сдерживает свою муку. Н. А. Ярошенко. «Портрет актрисы П. А. Стрепетовой». 1884 год.
     Художник передал эту затаенную душевную скорбь с присущей ему пластической силой. Особенно впечатляющи ее затененные глаза и полуоткрытые, словно пересыхающие от внутреннего огня губы. Общая теплая красно-рыжеватая гамма соответствует душевной тревоге Стрепетовой, напряженности трагического звучания ее образа. Тонкая же разработка этих цветов на лице придает ему легкую воздушность - это как бы внешнее выражение его одухотворенности. Театралы знали ее разной: экстатической и спокойной, некрасивой и чарующей, старой, изможденной и восторженной.
      Одно из ее уравновешенных состояний понял и передал в своей картине Ярошенко. В скорбно-мелодичной фигуре нет легендарной надрывности. Перенесенные страдания умиротворили, выросли до мудрости, тишины. Исчезла острота и незаконченность репинского портрета: накинутая шаль как будто сглаживает порывы. Мы не видим ее взгляда. Как бы замкнувшись в себе, она не смотрит на мир. Художник словно предчувствовал печальное будущее актрисы. И ее бесправное положение в театре и ее недолгую жизнь. Взгляните на это бледное лицо, на полные затаенной тоски глаза, на тонкие, беззащитные руки в оковах браслетов… Официальная критика не приняла портрет. В газетах писали «Господин Ярошенко изобразил фигуру безвкусно одетую, с какими-то нелепыми отворотами воротника и рукавов…».
      В защиту Ярошенко выступил Крамской: «…я утверждаю, что портрет самый замечательный у Ярошенко, это в живописи то же, что в литературе портрет, написанный Достоевским».
      Ее называли гениальной. Однако, замкнутая, нелюдимая, она была чужда богемной жизни своей простонародностью. 17 марта 1900 года, ей было вручено распоряжение, в котором сообщалось, что она может считать себя свободной от службы в театре. Этим последним ударом фактически закончилась творческая жизнь актрисы. В 1903-ем году она умерла от рака.
      Две жизни Пелагеи Стрепетовой – мучительная и безрадостная наедине с собой, яркая и страстная на сцене - оставили неизгладимый след в сердцах ее современников, в истории русского театра, в развитии нашей национальной культуры.

НАЗАД

Используются технологии uCoz