И вот, первые портреты начала 18-го века, нас сегодня интересуют только женские.
Посмотрим на портрет Нарышкиной с детьми, созданный неизвестным художником.Мы видим женщину, одетую по указанной моде для ассамблей Петра, царь издал указ «носить немецкое платье по будням и французское по праздникам» и не разрешал уклоняться от своих ассамблей.
      И вот перед нами княгиня Нарышкина, похожая на заводную куклу, она не привыкла к своему новому обличию и стыдиться обнаженной шеи и груди, о чем красноречиво говорит жест правой руки.
      Так же на примере этого портрета мы видим, что художникам самого начала 18-го века явно недостает мастерства, особенно здесь не удачны лица детей, изображенные маленькими взрослыми, тем не менее, портреты подобные этому были серьезным шагом вперед, и еще при жизни Петра 1 на небосводе русской живописи появляются два художника, способные соперничать с лучшими зарубежными мастерами того времени - это Матвеев А.М.и Никитин.
      Матвеев А.М.правда не оставил заслуживающих внимания женских образов, а вот Никитин по заказу Петра I создал ряд портретов царских родственниц, которые интересны не только мастерством, но и личностью людей, которые отличались от своих современниц, - забитых женщин не смевших поднять глаз на отца и мужа. ( портрет царевны Натальи Алексеевны).
     
Из книги Толстого «Петр I» мы знаем, что это была незаурядная личность, с Петром I, ее братом ее связывала большая дружба. Для своего времени Наталья Алексеевна была неплохо образованна, была сторонницей всех реформ брата, создала собственный театр.
Ощущается теплота, с которой художник относится к своей модели, хотя и не льстит ей, правдиво передает облик стареющей женщины, но ее глаза свидетельствуют о живом уме, ее царственная осанка делает образ привлекательным и располагающим.