назад вперед

     Середина 17-го века. В Европе работают выдающиеся живописцы – Рубенс, Рембрандт, Веласкес. Аристократия собирает коллекции картин. Искусство – это и для души, и для престижа и для вложения капитала. А что же в России?
     А в России в это время иконописцы только-только начинают писать парсуны – иконообразные портреты очень знатных лиц и крупных церковных деятелей. Эти изображения соседствовали в церквях с росписями на библейские сюжеты и по своему характеру почти ничем от них не отличались. Таким образом, можно сказать, что в 17-ом веке в России светская живопись (то есть живопись не связанная с религией) только зарождалась.
     И неизвестно как долго она бы вставала на ноги, если бы в конце века на русский престол не взошел Петр1. В России наступила эпоха, вошедшая в историю под названием «петровской».
     Бурные изменения коснулись всех сторон жизни страны, в том числе и изобразительного искусства. Петр посылает молодых людей за границу учиться живописи, приглашает иностранных живописцев, заставляет бояр вывешивать картины в своих хоромах.


Неизвестный художник. Портрет А.Я.Нарышкиной с детьми. 1710-ые г.

   И вот, первые портреты начала 18-го века, нас сегодня интересуют только женские. Посмотрим на портрет Нарышкиной с детьми, созданный неизвестным художником.Мы видим женщину, одетую по указанной моде для ассамблей Петра, царь издал указ «носить немецкое платье по будням и французское по праздникам» и не разрешал уклоняться от своих ассамблей.
      И вот перед нами княгиня Нарышкина, похожая на заводную куклу, Иван Никитин.Портрет царевны Натальи Алексеевны. Не позднее 1716 г.она не привыкла к своему новому обличию и стыдиться обнаженной шеи и груди, о чем красноречиво говорит жест правой руки.
      Так же на примере этого портрета мы видим, что художникам самого начала 18-го века явно недостает мастерства, особенно здесь не удачны лица детей, изображенные маленькими взрослыми, тем не менее, портреты подобные этому были серьезным шагом вперед, и еще при жизни Петра 1 на небосводе русской живописи появляются два художника, способные соперничать с лучшими зарубежными мастерами того времени - это Матвеев А.М.и Никитин.
      Матвеев А.М.правда не оставил заслуживающих внимания женских образов, а вот Никитин по заказу Петра I создал ряд портретов царских родственниц, которые интересны не только мастерством, но и личностью людей, которые отличались от своих современниц, - забитых женщин не смевших поднять глаз на отца и мужа. ( портрет царевны Натальи Алексеевны).
      Из книги Толстого «Петр I» мы знаем, что это была незаурядная личность, с Петром I, ее братом ее связывала большая дружба. Для своего времени Наталья Алексеевна была неплохо образованна, была сторонницей всех реформ брата, создала собственный театр. Ощущается теплота, с которой художник относится к своей модели, хотя и не льстит ей, правдиво передает облик стареющей женщины, но ее глаза свидетельствуют о живом уме, ее царственная осанка делает образ привлекательным и располагающим.


    Казалось бы – русскому портретному искусству недалеко до расцвета, но после смерти Петра I ( 1726г) после непродолжительного правления Екатерины I , наступает мрачное и жестокое правление Анны Иоановны. , которое не способствует развитию культуры, более того, Никитин, которым Петр I так гордился, за хранение пасквиля на одного из приближенных императрицы был наказан плетьми и отправлен в бессрочную ссылку в Тобольск, через 10 лет новая императрица Елизавета Петровна помиловала его, но возвращаясь он умер в дороге.


Царевна Софья Алексеевна
Царица Евдокия Федоровна Лопухина

назад вперед
Используются технологии uCoz