назад вперед

     Конец 18-го века. В России утвердился классицизм, художественный стиль, проповедующий эстетические нормы античности - простота, гармония, величие.
      Классицизм предписывал при изображении женщины величественно - скромную одежду греческих богинь. Ткани, естественно обтекающие стан, придают изящество позе. Особое внимание уделяется совершенству обнаженных рук, шеи.


      Самым значительным портретистом, работавшим в это время и в этом стиле, является, пожалуй, Боровиковский В.Л., художник несколько однообразный, но тонкий…
      Обратим внимание на платья его моделей, напоминающие туники, эта мода была популярна вплоть до войны 1812 года (вспомним экранизацию романа "Война и мир", первый бал Наташи Ростовой).
     Наиболее известен из портретов Боровиковского В.Л. - портрет Марии Ивановны Лопухиной. От этого полотна исходит какой-то особенный свет, все здесь воплощение весны и светлая зелень и несколько оттенков голубого, а нежные краски платка, накинутого на руку, кажется, источают аромат сирени. И сама юная девушка представлялась художнику, как бы олицетворением весны. Трогательная голубая ямка на шее, по-детски припухлый рот и взгляд "бархатных" печальных глаз. Эта грусть передается и нам, стоит повнимательнее вглядеться в портрет Лопухиной. Художник будто предчувствовал ее печальную судьбу (в замужестве она была несчастна и умерла в 24 года от чахотки) и, предчувствуя это, сам прощался с весной и собственной любовью.
      Действительно, в ее красоте двойное очарование. То она манит нас близостью счастья, желанием любви, весна - это начало. То вдруг, внимательнее всмотревшись, обращаем внимание на ее задумчивость, безвольно опущенные руки, сознаем, что счастье это близко, но не доступно. Этому портрету Полонский посвятил следующие строки:

Она давно прошла - и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье - тень любви, и мысли - тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас,

Так часть души ее от нас не улетела.
И будет это взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

В.Л.Боровоковский. Портрет Екатерины Николаевны Арсентьевой. Вторая половина 1790-ых г. В.Л.Боровоковский. Портрет Елены Александровны Нарышкиной. 1799 г. В.Л.Боровоковский. Портрет Марии Ивановны Лопухиной. 1797 г.

     Война 1812 года утвердила новую эпоху в женском портрете - романтизм. Тонкие движения души, особая чувствительность, изящные головки и локоны стали прекрасной мечтой для героев войны, совершавших подвиги и умиравших на поле боя с медальонами на груди, в которых хранился миниатюрный портрет любимой. П. Ф. Соколов. «Портрет М. Н. Волконской с сыном». Акварель. 1826.
     Очень популярен в это время - Соколов, работающий в технике акварели, нежные тона акварелей как нельзя лучше соответствуют идеалам романтизма. И лучшими романтическими образами (и последними в русском искусстве) являются, конечно, портреты жен декабристов так как это непросто изображение согласно моде. Жены декабристов на деле доказали свою верность, глубину чувств.
      В. А. Тропинин. «Кружевница». 1823 год. Но, говоря о первой четверти 19-го века, нельзя не упомянуть о явлении, которое происходило параллельно с описанным. До сих пор мы говорили об образе светских женщин, но в это время появилась и тенденция к прославлению простых людей, противопоставление их добродетелей развращенности высших сословий.
      Несомненно, самым талантливым русским художником, обратившимся к образам простых женщин, является Тропинин В.А., создавший целый цикл "Рукодельниц". Конечно, нельзя не заметить, что образа очень идеализированы, они скорее похожи на опереточных героинь, чем на лица из действительной жизни. Трудно определить с кем более они схожи - с "Бедной Лизой" Карамзина - крестьянкой, умеющей чувствовать подобно барыне, или с Лизой Муромской Пушкина - уездной барышней, легко выдающей себя за крестьянку.
     Эти собирательные образы воплотили в себе представление Тропинина о лучших качествах женщины - приветливости, мягкости, домовитости. Труд в его произведениях представлен не как изнурительное необходимое занятие, а как радостная сторона жизни, раскрывающая прекрасные качества женской натуры.


Жены декабристов
Анна Петровна Бунина
Мода первой половины 19-го века


назад вперед
Используются технологии uCoz